понедельник, 9 марта 2015 г.

Социальный конфликт

Социальный конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.
Структура конфликта:
Субъекты социального конфликта -  индивиды, малые и большие груп­пы, социальные объединения, между которыми возникло противоречие.
Оппоненты — это непосредственно противостоящие субъекты конфликта.
Объект социального конфликта — это то, по поводу чего произошло столкновение участников конфликта.
Участники конфликта:
Подстрекатель - это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту.
Пособник — лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами.
Организатор - лицо (группа), планирующее конфликт, намечающее его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др.
Посредники -  участниками конфликта, которые пытаются не просто разобраться в причинах и обстоятельствах происходящего, но предотвратить, остановить, разрешить конфликт.

Теории социального конфликта
1) Георг Зиммель, немецкий философ и социолог. Конфликт — снос старых культурных форм новыми. Сущность социального конфликта заключается в столкновении между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры.
2) Герберт Спенсер, английский философ. Социальный конфликт обусловлен борьбой за существование, которая в свою очередь. Определяется ограниченным объемом жизненных ресурсов.
3) Карл Маркс, немецкий экономист и социолог. Существует постоянный конфликт между производительными силами и производственными отношениями, который по мере развития техники и производительных сил становится все более острым, пока не приводит к смене способа производства. Классовая борьба, классовый конфликт являются движущей силой истории, порождающей социальные революции, в результате которых общество переходит на более высокий уровень развития.
4) Макс Вебер, немецкий социолог, философ, историк. Конфликт имеет ценностный характер. Общество есть арена социального действия, столкновения ценностей и норм, являющихся атрибутами тех или иных индивидов, социальных групп или институтов. Борьба между социальными структурами, отстаивание ими своих социальных статусов, своих стилей жизни в конечном счете стабилизирует общество.

Виды конфликтов:
1)    По количеству участников конфликтного взаимодействия:
·         внутриличностные — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов. стремлений и могут вызвать аффекты;
·         межличностные - разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;
·         межгрупповые - происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;
2)    По направленности конфликтного взаимодействия:
·         горизонтальные - между людьми, не находящимися в подчинении между собой;
·         вертикальные - между людьми, находящимися в подчинении между собой;
3)    По источнику возникновения:
·         объективно обусловленные — вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию;
·         субъективно обусловленные - связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;
4)     По своим функциям:
·         созидательные (интегративные) - способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства;
·         разрушительные (дезинтегративные) - дестабилизирующие социальные системы;
5)    По своему внутреннему содержанию:
·         рациональные — охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;
·         эмоциональные - в которых участники действуют на основе личной неприязни;
6)     По объему:
·         глобальные,
·         локальные,
·         региональные,
·          групповые
·          личные;

Причины социальных конфликтов:
·         социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентации;
·         различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации;
·         религиозные различия;
·         поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).
Функции социальных конфликтов:
Положительные:
·           информирование о наличии социальной напряженности;
·           стимулирование социальных изменений;
·           снятие социальной напряженности.
Отрицательные:
·         создание стрессовых ситуаций;
·         дезорганизация социальной жизни;
·         разрушение социальной системы.
Способы разрешения конфликтных ситуаций:
1)     Компромисс — решение проблемы через взаимные уступки сторон;
2)     Переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;
3)     Посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы;
4)     Арбитраж — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
5)     Применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.



Источники: 

Комментариев нет: