Трудовая и познавательная деятельность:
Линия сравнения
|
Познавательная деятельность
|
Трудовая деятельность
|
Цель
|
Узнать строение вещества, его свойства, распространение в природе,
соединение с другими веществами
|
Добыть это полезное ископаемое для производственных нужд
|
Средства
|
Научное изучение предмета методами различных наук: химии, геологии,
географии и др.
|
Производственная добыча с помощью машин и других средств
|
Результат
|
Знание о предмете, его свойствах
|
Выданные тонны угля
|
Структура познавательной деятельности:
Цель: узнать строение вещества, его свойства, распространение в природе, соединение с другими веществами
Средства: наблюдение, анализ, эксперимент и другие методы, используемые в различных науках, а также в ненаучном познании.
Результат: получение достоверной информации об изучаемом предмете
Различные взгляды на проблему познаваемости мира:
Агностицизм
|
Скептицизм
|
Оптимизм
|
|||
Отрицает полностью или частично возможность познания мира
|
Не отрицает принципиальную возможность познания мира
|
Утверждает принципиальную познаваемость мира
|
|||
Познание не дает достоверных сведений о мире
|
Выражает сомнение в том, что все знания о мире носят двойственный
характер
|
Утверждает принципиальную возможность получения достоверных знаний о
мире
|
|||
|
|
|
|
Эмпирики – единственным источником познания являются чувства
|
Рационалисты - чувственный опыт не может служить надежным источником
знаний, ведь чувства часто нас обманывают, а потом их надо проверять разумом,
логикой, следовательно решающая роль принадлежит мышлению.
|
Формы познания:
Чувственное
познание
|
Рациональное
познание
|
Основано на восприятие информации
органами чувств
|
Основано на мыслительных процессах
человека
|
Наглядность и предметность
|
Абстрактность и обобщенность
|
Воспроизведение внешних сторон и свойств
объекта
|
Воспроизведение объектов на основе
внутренних закономерных связей и отношений
|
Осуществляется слухом, зрением,
обонянием, осязанием, вкусом
|
Способ отражения действительности,
который осуществляется по средствам мышления
|
Чувственное познание
|
Рациональное познание
|
Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления,
процесса, возникающее в результате из непосредственного воздействия на органы
чувств
|
Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства
предмета, процесса, явления
|
Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета,
процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств
|
Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете,
процессе, явлении
|
Представление – чувственно-наглядный образ предмета,
процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без
непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств
|
Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и
выделение из них нового суждения
|
Источники:
Комментариев нет:
Отправить комментарий